Творческий путь архитектора Ле Корбюзье  

Настоящее имя французского архитектора, который известен всему миру как  Лё Корбюзье — Шарль-Эдуард Жаннере-Гри. Он родился 6 октября 1887 в маленьком городке Ля-Шо-Де-Фон (Швейцария, кантон Невшатель). Получил известность как архитектор, дизайнер, скульптор, художник и писатель. Швейцарец по рождению, в 1930 году он принял французское гражданство.

Его отец был главой небольшой фирмы, специализирующейся на изготовлении часов, а мать давала уроки игры на пианино.

По отцовской линии Ле Корбюзье происходит из рода от ремесленников-протестантов, которые переселились в Швейцарию из Франции. По материнской — из семьи промышленников, главным образом часовщиков, из Швейцарии, Северной Франции и Бельгии.

Один из его предков со стороны матери  носил фамилию Корбезье «Corbésier» (corbusier (бельг.) — мастер, делающий обувь из кордовской кожи для женщин и детей). И когда молодой Шарль-Эдуард начал писать статьи по архитектуре, он взял эту фамилию в качестве своего псевдонима, немного её исказив.

С детских лет Ле Корбюзье увлекался рисованием. В 1990 он поступил на обучение в муниципальную художественную школу своего родного города. Здесь он получил профессию часовщика-эмальера.

Свою первую гравюру Ле Корбюзье сделал в четырнадцать лет, за что получил приз на выставке декоративного искусства в Турине в 1902 году. Но из-за слабого зрения он вынужден был оставить это занятие. Именно тогда Ле Корбюзье решил стать художником. Модернист Шарль Лёплатенье принял его на свои курсы рисования, но, не увидев в нём таланта, рекомендовал Ле Корбюзье заняться архитектурой и дизайнерским искусством.Творческий путь архитектора Ле Корбюзье   

В 1905 году Ле Корбюзье выполнил свою первую работу по архитектуре. Шарль Лёплатенье предложил ему и двум другим ученикам построить дом для своего друга Луи Фалле. Это было большое шале в альпийском стиле рядом с Ля-Шо-Де-Фон. Окрылённый успехом, Ле Корбюзье построил в этой местности ещё два дома — виллы Жакмэ и Штотцер.

В 1907 года на заработанные деньги Ле Корбюзье отправился в путешествие по миру. В сентябре этого же  года он посетил  Италию. Затем зимой отправился через Будапешт в Венну. Здесь он встретился с Густавом Климтом. Во Флоренции Ле Корбюзье посетил картезианский монастырь. Этот визит оставил незабываемое впечатление на всю его жизни. Позднее он напишет: «Я бы хотел жить в одном из этих домов, которые они называют ячейками». Ему понравилось устройство монастыря: кельи располагались по периметру внутреннего двора и  были соединены как с его внутренним пространством, так и с пейзажами его окружавшими.

В последствии Ле Корбюзье воплотит увиденное в свои проекты. Покинув Флоренцию, он направился в Париж. Здесь четырнадцать месяцев Ле Корбюзье  трудился чертёжником у архитектора Огюста Перрэ, пионера в строительстве из железобетона. Двумя годами позже, в октябре 2010 года, Ле Корбюзье направился в Германию, где работал в то время в бюро Петера Беренса.

В 1911 году Ле Корбюзье снова отправился в путешествие по миру. Он побывал в Сербии, Болгарии, Турции, Греции, Помпея, а также в Риме. Сделал множество зарисовок увиденных зданий.

В 1912 году Ле Корбюзье приступил к одному из своих самых амбициозных проектов —  новому дому для своих родителей в Ля-Шо-Де-Фон. Он был выполнен в инновационном стиле. Горизонтальные проекции, стены, выкрашенные в белый цвет, декорационный минимализм — всё это выделялось на фоне других домов.

Во время Первой мировой войны Ле Корбюзье учился в Архитектурной школе своего родного города Ля-Шо-Де-Фон. Во это время особое внимание он уделял теории использования современных техник. В декабре 1914 года вместе с инженером Максом Дюбуа он начинал серьёзное исследование использования железобетона в качестве строительного материала.

«Желозебон как строительный материал  даёт мне потрясающие возможности», — пишет в своих работах Ле Корбюзье, — Он дарит мне разнообразие и невероятную пластику». Эти исследования привели его к созданию «Дом-Ино» (1914 -1915 годы). Данная модель предполагала открытую планировку, состоящую из крупноразмерных бетонных элементов, поддерживаемых минимальным числом железобетонных колон.

В 1917 году Ле Корбюзье переехал жить в Париж. В 1918 году Ле Корбюзье познакомился с художником Амедэ Озанфана, который увлёк его рисованием. Вместе они организовали новое направление в художественном искусстве — пуризм. В это время Ле Корбюзье начинает писал статьи для журнала «L’Esprit Nouveua», в котором он продвигал свои идеи об архитектуре.

Творческий путь архитектора Ле Корбюзье   

В период между 1918 и 1922 годами Ле Корбюзье ничего не строил. Всё своё время он посвящал теории пуризма и рисованию.

В 1922 году Ле Корбюзье вместе со своим кузеном Пьером Жаннере открыл проектную мастерскую. Теоретические исследования воплотились в нескольких богатых вилл, построенных в Париже и его пригородах.

Среди ранних работ Ле Корбюзье выделяется павильон «Esprit Nouveau». Он был построен для Парижской международной выставки 1925 года и являл собой ячейку (квартиру) многоквартирного дома. Также в проекте приняли участие Пьер Жаннере и Амадэ Озанфан.

В 1925 году Ле Корбюзье на основе своих статей в журнале «L’Esprit Nouveau» написал книгу «L’art décoratif d’aujourd’hui» («Декоративное искусство наших дней»).

Ещё одна примечательная работа Ле Корбюзье — вилла «Савойя» в Пуасси (1928 – 1931). Она стала иконой стиля модерн в архитектуре. Здание было выполнено  в соответствии с пятью принципами нового стиля, которые описаны в книге «L’art décoratif d’aujourd’hui». Вилла «Савой»— элегантное здание, расположенное на бетонных опорах. Не вертикальные, а горизонтальные оконные проёмы лучше наполняют светом внутреннее пространство. Внутренний каркас выполнен из железобетона. Служебные зоны (парковочная площадка, комнаты для прислуги, прачечная) расположены под домом.

В 1926 году Ле Корбузью принимал участие в конкурсе на строительство здания щтаб-квартиры Лиги Наций в Женеве. Он был потенциальным победителем. Но жюри после долгих споров и «подковёрных игр», сославшись на невозможности определить одного победителя, предложило пяти авторам лучшим авторам разработать совместный проект. Ле Корбюзьё в эту группу не вошёл.

В 1927 году Ле Корбюзьё представился шанс, которого он так долго ждал. Почитатель его талантов, бордосский промышленник Анри Фруже заказал у него проект жилого городка для рабочих в посёлке Пессак рядом с Бордо. Это место послужил ему своего рода лабораторией строительства типовых домов. Здания были выполнены из объёмных блоков, заключавших в себе жилые единицы — квартиры. Как и образец, демонстрируемый на Парижской международной выставке, каждая квартира имела свою небольшую террасу. Ле Корбюзье отдавал предпочтение белому цвету, но по просьбе заказчика раскрасил дома в жёлтый, коричневый и нефритовый цвета. Город в Пессаке стал моделью для многих последующих проектов Ле Корбюзье, которые были объединены одним общим названием — «Лучезарный город».

Творческий путь архитектора Ле Корбюзье   

Ле Корбюзье выступил одним из основателей международных конгрессов CIAM (съезды современных архитекторов). Первое заседание состоялось в июне 1928 года. Местом для его проведения послужил замок на озере Леманн в Швейцарии. На нём присутствовали: Лё Корбюзье, Роберт-Малле Стевенс, Огюст Перрэ, Пьер Шаррё, Тони Гарнье из Франции,  Виктор Буржуа из Бельгии, Вальтер Грюпиус, Эрих Мендельсон, Эрнст Мей, ванн дер Роэ из Германии, Йозеф Франк из Австрии, Март Штам и Геррит Ритвельд из Нидерландов, Адольф Лоос из Чехославакии, Хосе-Луис Серт из Испании, Альвар Аальто из Финляндии. Была приглашена советская делегация архитекторов, но им было отказано в получении визы. Не приехали и архитекторы из США. Второй конгресс, организованный Виктором Буржуа, прошёл в Брюсселе в 1930 году. Он был посвящён  рациональным методам строительства коллективного жилья. Третий конгресс планировалось провести в Москве в 1932 году, но практически в последнюю минуту место его проведения пришлось перенести на круизный лайнер, совершающий рейс «Марсель-Афины». Обсуждения были посвящены теме «Функциональный город». Участники конгресса составили текст о том, как должен выглядеть город. Этот документ получил название «Афинская хартия». После тщательного редактирования Ле Корбюзье, он наконец был опубликован в 1957 году.

В 1950-е и 1960-е годы «Афинская хартия» стала основополагающим документом для проектировщиков городов. В 1937 году прошел четвёртый конгресс в Париже. Собравшиеся архитекторы обсудили проблемы жилищного строительства. Ещё один конгресс должен был пройти в 1939 году в США, но помешала война.

В 1925 году на Парижской международной выставке Ле Корбюзье познакомился с советским архитектором-модернистом Константином Мельниковым. Ле Корбюзье был восхищен экспозицией представителя Советской России. По приглашению Мельникова он посетил Советский Союз в 1928, 1929 и 1930 году. Во время своих визитов он выступал с лекциями и давал интервью. В период между 1928 и 1932 годами Ле Корбюзье принимал участие в строительстве Дома Центросоюза.

В период между 1928 и 1934 годами репутация Ле Корбюзьё значительно выросла. Он построил виллу де Мадро (1929 – 1931) в Ле Праде и апартаменты в Париже для Шарля Бестиги (1929 – 1932). Выполнил заказ по проектированию Дома Армии Спасения в Париже (1929 – 1931). В период между 1929 и 1933 годами Ле Корбюзье боролся за масштабные и амбициозные проекты, в частности, он построил Швейцарский павильон в Университетском городке Парижа. В Женеве Ле Корбюзье возвёл многоквартирный дом со стеклянными стенами «Кларте». Между 1931 и 1945 годами он построил дом на пятнадцать квартир в Париже, на улице Нюнжесе-э-Коли. В этом доме на 6-м и 7-м этаж располагалась студия, где он сам проживал. Сейчас квартира принадлежит фонду «Ле Корбюзье» и открыта для посещения.

В 1935 году Ле Корбюзье побывал США. Он выступал с лекциями в Париже, Нью-Йорке, Филадельфии, Бостоне, Чикаго и Медисоне. В 1936 году он совершал путешествия в страны Южной Америки, где также читал лекции и даёт интервью.

В 1940 году Ле Корбузью закрыл свою парижскую мастерскую и переехал в Виши, где обосновалось правительство маршала Петена. Он предлагал коллаборационистам свои архитектурные проекты, но получил отказ и в 1942 году вернулся в Париж. Заказов не было, и Ле Корбюзье всё своё время посвящал изучению теории, рисованию, а также написанию книг и статей. Какое то время он был техническим советником в фонде Александра Карела. В 1943 году Ле Корбюзье основал ассоциацию современных архитекторов и строителей — Ascoral.

Когда война закончилась, Ле Корбюзье было уже шестьдесят лет. За всё это трудное время он не реализовал ни одного проекта. Он безуспешно предлагал планы восстановления Сен-Дье и Ла Рошелли. Наконец, он нашел партнёра в лице Рауля Дотри, нового министра реконструкции и строительства Франции. Последний утвердил один из его проектов —   Unité d’habitation de grandeur conforme» («Жилые единицы стандартного размера»). Первый дом в рамках этого проекта был построен в Марселе, который сильно пострадал от войны. В нём было 337 двухуровневых квартир, в которых могло разместиться в общей сложности 1.600 человек. Жители могли выбрать из двадцати трёх конфигураций квартир ту, которая им подходит больше всего. Единственным украшением здания были вентиляционные трубы на крыше. Они были сделаны под похожие домовые сооружения океанского лайнера, формой которого Ле Корбюзье так восторгался. Внутри здания были кафе, библиотека, прачечная, почта, продуктовые магазины, детский сад, зоны отдыха и прочее. Позднее подобные жилые объекты были возведены в городах Нант-Резе, Бри-ан-Фор, Фирмине, Западном Берлине.

Творческий путь архитектора Ле Корбюзье   

В 1946 году Ле Корбюзьё вместе с другими видными архитекторами принимал участие в проектировании штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке.

В 1950 году Ле Корбюзье за свои заслуги стал кавалером Ордена Почётного легиона.

1950-е и 1960-е годы выдались сложными для Ле Корбюзье В этот период его работами были: капелла Роншан (1955, Франция), Бразильский павильон в университетском городке Парижа (1957 – 1960), Токийский музей западного искусства (1959), Карпентер-центр визуальных искусств Гарвардского университета (1959—1962).

Скончался Ле Корбюзье 24 августа 1965 года. Он жил в летнем домике рядом с мысом Рокебрюн на Средиземном море. Вопреки советам врачей отправился купаться и утонул предположительно из-за сердечного приступа.